Основными целями развивающих настольных игр являются умения решать поставленные задания средством выполнения определённых правил. Такие игры не только развивают интеллектуальные способности, но и оказывают большое влияние на развитие морально-этических качеств ребёнка, особенно в старшем дошкольном возрасте.
На формирование личности влияет выбор конкретной игры, инициативность в выборе партнёра, умение договариваться и решать спорные вопросы. Сознательное подчинение правилам готовит ребёнка к контролю над своими эмоциями и желаниями. В процессе игры развиваются умения взаимодействовать с детьми и взрослыми, сопереживать товарищу, ждать своей очереди, достойно проигрывать и доводить начатую игру до конца.
Игры делятся на три вида: индивидуальные (мозаика, кубики), игры для двоих ("Шашки", "Нарды", "Шахматы") и коллективные (от 3 до 8 участников).
Настольно-печатные игры, называемые "дидактические", прежде всего обучают и совершенствуют знания. Как правило, они состоят из набора карточек, кубиков, пластинок, которые делятся по темам. Так например, "Кто в доме живёт?", "Найди такой же", "Собери столько же", "Найди пару". Усложнениями могут быть размеры, количество элементов, разнообразие изображений.
Во время игр на деление целого на части, ребёнок учится дифференцированному мышлению и усидчивости, также умению прослеживать составные изображения по горизонтали, углам и вертикали. Выпускаются серии игр "Лото", "Пазлы", "Кубики", "Машинки", "Домики". Игры такого типа имеют предназначения для разных возрастов. Различия заключаются в количестве составляющих деталей, разнообразии форм и самой картинки.
Есть игры специально направленные на развитие логики и мышления. К таким относятся головоломки: "Танграм", "Магический квадрат", "Монгольская игра", "Колумбово яйцо". Как сообщает сайт barus.com.ua/podarki/igrovye-nabory/, исключительную роль в развитии логического мышления с давних времён имеют "Шахматы" и "Шашки". В этих играх по мимо выполнения строгих правил необходимо уметь планировать ходы, выстраивать цепочку умозаключений и выводов.
Часто игры носят характер викторины, в них участники проверяют правильность ответов и соревнуются в своих познаниях. Увлекательны настольные игры для координации движений, развития реакции и мелкой моторики: "Хоккей", "Баскетбол", "Футбол". |